В начало раздела | English |
ТИПЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ
Автор раздела Т.К. Щеглова
При определении типологии крестьянской срубной архитектуры Алтайского края за основу берется принцип вертикальной и горизонтальной планировки традиционного восточнославянского жилища с внесением изменений в планировку и распределение хозяйственной и бытовой площади, отражающих региональные особенности, обусловленные как адаптацией к новым природно-климатическим условиям, так и смешением традиций разных колонизационных потоков и аборигенной культуры. Крестьянская каркасная, глинобитная, литая архитектура имела только горизонтальную наземную планировку, которая практически совпадает с срубной архитектурой.
По вертикальному типу крестьянская срубная архитектура делится на два типа. Первый тип - жилые постройки с нижним срубным или обшитым помещением, используемым под хозяйственно-бытовые нужды (мшанник, мастерская, торговая лавка) или, по необходимости, легко превращаемые в жилые помещения. Нижнее помещение, называемое "подклет" (более позднее - "подполье") устраивается с углублением в землю на 1,5 - 2 метра, имеет низкие земляные окна, часто не окасяченные или не обналиченные и самостоятельный вход через низкую дверь со двора и обязательно вход изнутри жилого помещения. Обычно нижнее помещение повторяет планировку верхнего жилого помещения и делится на камеры продолжением стен внутреннего переруба вглубь. В случае многокамерного подклета, каждая верхняя камера имеет самостоятельный вход через люк в полу. Второй тип с вертикальной планировкой является срубный двухэтажный дом. Третий тип - наземная постановка сруба без нижнего помещения.
По горизонтальному типу крестьянская срубная архитектура представлена четырьмя основными типами жилищ: изба, связи, крестовые и пятистенные. Каждый тип имеет несколько вариантов, отражавших эволюцию того или иного типа с целью расширения жилой или хозяйственной площади.
Наиболее древний тип - срубная однокамерная изба, известная по археологическим памятникам IX - X веков. В период колонизации юга Западной Сибири являлась доминирующей конструкцией. До сих пор распространена повсеместно в сельской местности. Бытует на Алтае под названиями - "изба", "стопа" (генетическая память о корнях происхождения слова "изба" от слова "истопа", "истопить", т.е. отапливаемое помещение с печью), "курушка" (сохранилось как отголосок названия "курная изба", т.е. отапливаемая по-черному).
Первый тип представлен однокамерным жилищем - избой.На Алтае срубная изба по конструкции крыши представлена двумя видами - изба с самцовой конструкцией двухскатной крыши и изба с стропильной конструкцией двухскатной крыши. По наличию дополнительной пристройки, избы делятся:
В отдельных случаях прируб может быть из полубревен (горбыля) или дощатых плах. Типичные размеры избы на Алтае -"3 на 4" или "4 на 5" метров. Характерной особенностью является расположение декоративных украшений: на причелинах (досках, закрывающих выходы слег) фигурно обрабатывается край доски, на наличниках декоративную нагрузку несет лобовая (верхняя) доска наличника, подкарнизный свес чаще всего имеет форму треугольных зубцов или "плетенки" (декоративная лента из полукруглых вырезов со сквозным отверстием). В целом в резьбе изб используется простейший геометрический орнамент с архаичной древнеславянской символикой.
Второй тип крестьянской архитектуры на Алтае представлен также древним трехкамерным или трехчастным домом - "избой-связью", который является логическим развитием срубной однокамерной избы. На территории России он сформировался в X - XI веках. На Алтае появился в XVIII веке, но уже с конца XIX века сохранлся в основном в крестьянском строительстве и постепенно вытеснялся более совершенной конструкцией крестового дома. В настоящее время изб - связью осталось мало. В современном сельском строительстве такой тип совершенно не используется.
Существующие избы связью можно разделить:
Для такого типа архитектуры характерна вытянутая форма дома и деление его двумя паралельными внутренними стенами на три камеры: две крайних - больших размеров и между ними - маленького размера. сохранилось традиционное название камер: большое помещение с печью - "изба", второе большое - "горница", среднее помещение между ними "сени" или "сенцы". Во всех обследованных вариантах трехкамерное здание установлено перпендикулярно улице, что в целом совпадало с господствующим направлением холодного северного ("сивер") ветра.
Изба-связью на подклете отличается большими размерами . Высота подклета у старожилов, представленных выходцами из Поморья, Урала и севера Европейской России, от 1 м 80 см до 2 м. Срубы в описанных вариантах установлены на "стулья" из лиственницы. Во всех сохранившихся памятниках первых двух типов форма крыши - двухскатная со стропильной либо самцовой конструкцией. Конструкция крыши зависела от объема здания. При большом объеме использовалась стропильная форма крыши, при меньшем объеме - самцовая. Отличительной особенностью данного типа являются небольшие размеры оконных и дверных проемов. Входной узел расположен посредине дворового фасада через среднюю камеру. Чаще избы-связью на Алтае строили представители этнографической группы "кержаки", реже "поморцы". Географически избы-связью не локализуются, а распространены повсеместно.
У наземного типа изб-связью здание не имеет фундамента. Нижний ряд бревен уложен на землю, что характерно для степных и южных губерний Европейской России. На Алтае обычно подкладывались небольшие каменные плиты под углы или по всему периметру. Поэтому вход в избу (среднюю камеру связи) осуществляется через низкий дверной проем, обналиченный плахами, чаще без крыльца или с одной ступенькой. На дворовой стене с входом окна отсутствуют. Крыша в последних двух типах обычно стропильной конструкции с четырьмя скатами, имеет небольшую высоту. Для изб-связью характерно ограниченное применение резьбы, обычно на верхней доске наличника, либо ее отсутствие.
Третий тип - пятистенный дом хронологически более молодой. По данным этнографов появился в XIV веке. Но на Алтае распространился с началом освоения территории русским населением. Пятистенный дом представлен на Алтае различными вариантами, которые можно классифицировать по ряду признаков: по форме крыши, по наличию подклета, по постановке здания относительно улицы, по форме основного здания, по наличию и форме прируба. Первая группа представлена пятистенными домами небольших размеров с двухскатной крышей:
Сруб имеет прямоугольную форму, разделен поперечной стеной на две камеры: "избу" и "горницу". Традиционно прируб расположен вдоль длинной дворовой стены. В пятистенном доме на подклете через прируб осуществляется вход двумя способами. При первом - половой настил дома и прируба находится на одной высоте, поэтому к входной двери ведет крытое высокое крыльцо или открытое крыльцо с рундуком и одно- двухскатным козырьком. При втором , прируб имеет низкий половой настил, поэтому уличное крыльцо невысокое (обычно две - три ступеньки), но в прирубе расположены крутые ступеньки в виде приступок для входа в жилое помещение. В пятистенных домах без подклета крыльцо бывает только уличное. В отличие от предыдущих двух типов крестьянской архитектуры, пятистенный дом с двухскатной крышей обычно имеет обильную резьбу на наличниках, причелине, подкарнизном фризе и свесе.
Другая группа пятистенных домов отличается четырехскатной крышей, близкой по форме к квадратной, похожа на крестовые дома:
Четвертый тип - крестовый или шестистенный дом появился на Алтае в конце XIX века, отражал рост экономического благосостояния сельского населения и отличается большими объемами. Представлен следующими вариантами:
Для крестовых домов характерны разные типы входных узлов и крыльца. Оконные проемы в крестовых и пятистенных домах обычно больших размеров, часто лучковой полуциркульной формы. Широко применяются такие виды декоративного оформления как резьба на наличниках, карнизе, фризе, огибающих лопатках, а также жестяные порезки на организованных водостоках, дымниках, парапетах. Деревянная резьба представлена разными видами как по технологии изготовления - порезки, глухая долбленная, пропильная накладная и пропильная ажурная резьба, так и по орнаменту - геометрический, орнитоморфный, преобладает растительный орнамент по характеру - крупные детали резьбы, мелкие, насыщенный или разряженный орнамент. Географически заметно преобладание поволжского стиля резьбы в северо-восточной части края, северорусского стиля в юго-восточной части края, в остальных районах - смешанные типы резьбы.
Пятый тип архитектуры - усложненный вариант "дома - связи" и "крестового дома". Его называют на Алтае "крестовая связь". Появление связывают с ростом материального положения сельского населения Алтая не ранее конца XIX века, в отличие от городского населения, строившие, по архивным данным, дома крестовой связью на рубеже XVIII - XIX веков в Бийске и Барнауле. По видовым признакам большинство сохранившихся памятников соответствуют северорусскому типу домов, прежде всего высокой постановкой дома:
Последний вариант появился в деревне по мере развития торгово-промышленного предпринимательства и выделения из сельской среды торговцев и промышленников. Наличие первого этажа с шестью помещениями позволяло использовать их как производственные - мастерские, лавки и т.д.
К северорусским признакам относятся типы резных украшений: использование порезок, преобладание геометрических линий, мелких деталей, висячих конусообразных сережек (городков) на боковых досках наличников, а также наличие массивного конька на двухскатных крышах и полотенца в виде усеченного четырехконечного креста с ромбовидными украшениями в местах пересечения и соприкосновениями с причелиной. Ряд домов крестовой связи имеют типичные для северорусской этнокультурной зоны размеры окон, наличники с прямоугольной высокой лобанью и одностворчатыми ставнями. Наиболее ярким представителем является памятник в с.Алтайское, с обильной мелкой резьбой в виде порезок, накладной пропильной, рельефной и глухой на наличниках. Пропильная ажурная резьба расположнна на карнизе, фризе, фронтонах слуховых окон.
<6------>Шестой тип можно выделить как самостоятельный тип жилой архитектуры, сформировавшийся путем перестройки хозяйственных помещений - амбаров в жилые однокамерные или двухкамерные дома в 20 - 50-е годы. На Алтае повсеместно встречаются избные и пятистенный лиственничные лома с двухскатной самцовой конструкцией крыши, перестроенные из амбара, сохранившие размеры и отдельные элементы народного зодчества: самцы, помочи, высокую постановку сруба на лиственничных чурках. Обычно в перестроенных жилых вариантах использовали одноакмерный тип амбара, реже двухкамерный. При этом из амбарного сруба выбрасывалсь внутренние перегородки сусеков и закрома. Общая прямоугольная площадь делилась поперек внутренней стеной на две комнаты. В наружных стенах прорубались оконные проемы (обычно на южном и западном фасадах), входной проем переносился на торцевую сторону. В "избе", которая чаще устраивалась с подветренной восточной стороны, выкладывалась печь.
Причинами перестройки амбара в жилое помещение являлись:
Условиями перестройки амбаров в жилые помещения являлись
Архитектурная и географическая среда | Материальные и духовные традиции | Библиография | Авторы | Карта сайта |