В начало раздела | English |
ТИПЫ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ
АЛТАЙСКОГО КРАЯ
Автор раздела К.В. Григоричев
Освоение территории Алтая русским населением было неразрывно связано с формированием новой поселенческой инфраструктуры региона. В связи с преобладанием на момент начала русской колонизации края у коренного населения кочевого хозяйства, а также слабой заселенностью территории Алтая (особенно левобережья р. Оби в междуречье Алея и Чарыша), на формирование складывавшейся с XVIII века системы поселений решающее влияние оказали следующие факторы:
При проведении типологизации поселений региона в основу классификации берутся следующие признаки:
Традиционные сельскохозяйственные поселения Алтая условно разделяются на две большие группы: постоянные и сезонные.
К первой группе относятся деревни - самостоятельные поселения с развитой системой хозяйства и села, являвшиеся административными, религиозными, хозяйственными и торговыми центрами, объединявшим вокруг себя несколько деревень и прочих населенных пунктов. Непременным атрибутом села являлась церковь. В XX столетии в крупных селах нередко находились несколько церквей различных конфессий. Особенностью таких поселений на Алтае являлись большие размеры, что было связано, с одной стороны, с низкой численностью населения, а с другой - с низким уровнем хозяйственного освоения территории. Наиболее ярко эти особенности проявились в 1920-х годах, когда численность населения в крупнейших селах Алтая не редко превышала 5 тыс. жителей.
В конце XIX - начале XX века в связи со значительным ростом численности населения и размеров населенных пунктов появляются новые типы крестьянских поселений: выселки - самостоятельные сельскохозяйственные поселения, образованные выходцами из одного крупного населенного пункта и сохраняющее хозяйственные и демографические связи с поселением - местом выхода, и переселенческие поселки - постоянные населенные пункты, образованные в местах компактного вселения переселенцев из-за пределов региона. Выселки располагались недалеко от первоначального поселения и имели достаточно небольшие размеры. Переселенческие поселки обычно возникали в слабо освоенных районах (западные и юго-западные степные районы, северо-восточные предгорья) и, как правило, состояли из нескольких десятков дворов.
К сезонным поселениями отноcились заимки - временные поселения, располагавшиеся сравнительно недалеко от постоянных поселений, хозяйственно неразрывно связанные с ними. Владелец такого поселения постоянно проживал в деревне, а для обработки земли выезжал "на заимку", которая, как правило, основывалась возле земельных угодий. Другим типом сезонного поселения являлись промысловые избушки, располагавшиеся в отдаленных районах и использовавшихся нерегулярно охотниками-промысловиками. В Алтайском округе были мало распространены - в основном в северо-восточных таежных районах.
Основным признаком для определения типа заселения (характера расположения поселения на местности в зависимости от физико-географических условий) является приуроченность их к природным и/или социально-экономическим объектам.
Первоначальное освоение территории Алтая - левобережья верхнего течения р. Оби с последующим освоением бассейнов рек Алея, Чарыша, Барнаулки и Касмалы имело характер преимущественно "крестьянской колонизации", при котором решающая роль в освоении и закреплении за Российским государством новых территорий принадлежала крестьянству. Крестьяне, осваивая новые территории, исходили при образовании нового поселения, прежде всего из потребностей своего хозяйства. В связи с этим, большинство сельских поселений XVIII века было основано при впадении 1-2 небольших рек в более крупную. Подобная практика отразилась и в названиях крестьянских поселений, которые нередко начинались с частицы "Усть-" (д.Усть-Чарышская, Усть-Барнаульская, Усть-Калманка и др.). В итоге, в первой половине XIX века на территории Алтая сложилась достаточно развитая сеть поселений, большинство из которых относились к долинному (прибрежному) типу и располагались по берегам крупных естественных водоемов.
Со второй половины XIX века, в связи с большим притоком на Алтай переселенцев из Европейской части России (центральные и южные губернии, Поволжье, Украина) происходит постепенное размывание прежде однородного прибрежного типа расселения. Освоив большинство удобных мест по берегам рек и озер, крестьяне пришли к необходимости освоения водоразделов и засушливых степных районов края - западных районов Кулундинской равнины. Особенно возросла интенсивность этого процесса в годы массового переселения в Западную Сибирь по столыпинской аграрной реформе. В результате к концу 1920-х годов в западной части Алтайского края значительно возросла доля поселений водораздельного типа. В таких поселениях основным источником питьевой воды служили колодцы, а для хозяйственных нужд использовалась вода из искусственных водоемов - запруд ("ложков"), где собиралась талая вода.
Интенсивное развитие в XX веке внутрикраевых и внешних хозяйственных связей привело к формированию густой сети сухопутных дорог с одновременным значительным ростом их значения. Следствием этого процесса стал рост числа поселений, приуроченных к крупным сухопутным дорогам - трактам, так называемых поселений притрактового типа, развитие которых было полностью связано с этими объектами. В тех случаях, когда такой путь проходил через ранее существовавшее поселение, например долинно-приречного типа, происходило формирование смешанного типа поселения - долинно-приречный + притрактовый. При этом основной тенденцией в развитии таких поселений в XX веке стало постепенное преобладание приуроченности их к социально-экономическим объектам, прежде всего к дорогам, в том числе железнодорожным.
Планировка и застройка поселений
Планировка сельских поселений вплоть до 1930-х годов преимущественно определялась физико-географическими условиями и традициями поселенцев. В связи с преобладанием до середины XX века поселений прибрежного типа их планировка определялась в основном береговой линией. Подобные населенные пункты, как правило, имели линейную планировку и тянулись вдоль берега крупной реки, начиная от впадения в нее притока (д. Усть-Калманка, Сараса, Кабаново и др.). Поселения приозерного типа нередко имели дугообразную планировку, повторяя береговую линию.
Другим естественно-географическим фактором формирования планировки поселения являлся рельеф местности. Так, например, глубокие овраги по крутым берегам р.Оби диктовали развитие не вдоль реки, как обычно, а перпендикулярно ей, ограничивая тем самым и размер поселения (с. Усть-Пристань). В предгорных и горных районах нередко встречается радиальная планировка поселений, при которой улицы расходились от центральной площади села в промежутках между вертикальными складками рельефа ("по логам").
Там, где село располагалось на относительно прямых участках реки, сформировались первые стихийно сложившиеся улицы с одно- или двухрядной застройкой. При такой застройке усадьбы располагались вдоль улицы с одной (однорядная застройка), а позднее с двух сторон (двухрядная застройка). Подобная уличная застройка более характерна для крупных сел, являвшихся волостными или приходскими центрами. Там же, где поселение располагалось на излучинах рек в "забоках" сформировалась разбросанная или гнездовая застройка. При таком способе застройки 2-3 усадьбы близких родственников располагались обособленно, вне уличного порядка так, чтобы подъезд к ним был открыт со всех сторон. Нередко на одной усадьбе могли располагаться несколько жилых домов. Образование подобных "гнезд", как правило было связано с разделом семей или одновременным обустройством на новом месте родственников или земляков. Гнездовая застройка постепенно вытеснялась уличной и ее более поздним вариантом - улично-квартальной и в XX веке сохраняется либо на окраинах, либо в поселениях, не подвергавшихся значительной перестройке.
Значительные отличия в планировке и застройке имели поселения, входившие в XVIII веке в Колывано-Кузнецкую оборонительную линию. Для таких поселений характерна улично-квартальная застройка с четким делением на улицы, соединенные между собой переулками, которая регламентировалась в военно-административном порядке. В подобных поселениях усадьбы имели небольшие размеры, а хозяйственные постройки выносились за пределы жилого массива - "за околицу". Несмотря на то, что размывание ярко выраженных черт подобных поселений началось еще в XIX веке, многие старожилы вспоминают существовавшие при их жизни прямые широкие улицы ("четыре парные упряжки разъезжались") и небольшие аккуратные усадьбы. В отдельных населенных пунктах следы первоначальной регулярной застройки прослеживаются до сих пор (с.Верх-Алейское Третьяковский район).
В XX веке решающую роль в формировании планировки и застройки поселений начинает играть административное регулирование. Если в XVIII - XIX веках в административном порядке регулировалось развитие только военных и промышленных поселений, а также некоторые поселения переселенцев (например, старообрядцев-"поляков"), то уже в годы массового переселения на Алтай правительственная администрация не только определяла место "водворения" переселенцев, но и составляла типовые планы застройки поселений. Однако наиболее полное регулирование процесса развития населенных пунктов административными органами приходится на 1940-1980-е годы, когда застройка центральных площадей крупных сел допускалась только по типовым планам, а постройка индивидуальных домов - по специальным разрешениям административных органов. Сохранение данной тенденции привело к типизации застройки и планировки крупнейших сельских населенных пунктов, утрате ими индивидуальных черт и уничтожению фрагментов традиционной планировки и застройки поселения и многих образцов старинной архитектуры.
Поселения старожилов и переселенцев
Представители этнографической группы старожилов, первыми начали освоение новых территорий в пределах Алтайского округа и для основания постоянных поселений занимали наиболее удобные места по берегам крупнейших рек (Обь, Чарыш, Алей, Бия, Катунь) и их притоков. В связи с этим большинство таких поселений относились к прибрежному (долинно-приречному) типу. Исключениям являются тайные поселения беглых и старообрядцев, скрывавшихся от преследования властей и официальной церкви и основывавших свои поселения в труднодоступных местах, иногда вдали от крупных естественных водоемов (таежные и горные районы). Закреплению подобного характера размещения поселений способствовали и северорусские этнокультурные традиции, носителями которых являлись старожилы.
В деревнях и селах старожилов первоначально преобладала гнездовая застройка без правильных улиц, при которой дома располагались на большом расстоянии друг от друга. Постепенное разрастание поселений приводило к оформлению рядовой, а затем и уличной застройки. При этом происходило значительно "вытягивание" поселения (например с. Сараса Алтайского района имеет протяженность более 7 км), а переулки, прерывавшие порядки домов, находились на значительном расстоянии друг от друга. В центральных частях крупных сел в районе торговых площадей и административных центров происходило уплотнение застройки, оформлялись церковно-административные ансамбли. Гнездовая застройка вытеснялась на окраины, где фрагментарно сохранилась до настоящего времени. В прибрежных поселениях появлялось "заречье" - более поздняя часть населенного пункта, образованная на противоположном берегу реки. Наличие в поселении важного сухопутного тракта влекло за собой переориентацию поселения на него - новые порядки домов были ориентированы фасадами на дорогу.
Для названий старожильческих поселений характерно окончание на "-ха", "-ка" - например, Чеканиха, Солоновка. В горных районах встречается много названий старожильческих поселений, образованных от тюркских корней - Сараса, Кыркыла. В связи с многочисленными административными реформами некоторые старожильческие населенные пункты были переименованы, однако в устной традиции продолжают существовать их первоначальные названия - с.Грязнуха (совр. с. Советское).
Среди переселенческих поселений, возникших во второй половине XIX - начале XX вв., значительную часть составляют поселения водораздельного типа (восточные, южные и северо-восточные районы края). Представители данной этнографической группы, являясь носителями, с одной стороны, южнорусских традиций, а с другой - традиций городской культуры, проникших в сельскую среду во второй половине XIX - начале XX века, формировали новые поселения более правильных форм с выраженной уличной и улично-квартальной застройкой. Для подобных населенных пунктов характерна более плотная застройка, меньшие размеры усадеб, наличие палисадов перед домами.
Там, где переселенцы приселялись в старожильческие деревни, происходило постепенное размывание черт, первоначально характерных для этих поселений. В обследованных старожильческих поселениях, испытавших значительное культурное влияние переселенцев, было отмечено замещение гнездовой застройки уличной, уплотнение застройки, появление "краев" ("концов") - частей населенного пункта с компактным проживанием пришлого населения, связанного либо родственными связями, либо общими местами выхода. Следы подобного деления на "края" сохраняются во многих деревнях до сих пор.
Таким образом, в начале XX века в сельских поселениях Алтая происходило, с одной стороны, постепенное размывание черт, характерных для определенных этнических традиций, а с другой - их синтез на основе адаптации к специфическим физико-географическим и климатическим условиям.
В последующие десятилетия наблюдалось дальнейшее размывание этнических традиций в поселенческой среде Алтая. Важнейшими тенденциями в этом процессе стали ориентация села преимущественно на крупное производство (крупные фермы, производственные здания и т.п.), типизация застройки торгово-административных центров, давление идеологии (снос церквей, строительство типовых памятников Ленину, мемориалов), унификация административной, торговой и отчасти жилой архитектуры, запрет самовольного индивидуального строительства. С конца 1980 - начала 1990-х годов перечисленные тенденции вследствие ряда экономических и политических причин практически прекращают свое действие.
Материальные и духовные традиции | Памятники крестьянского зодчества | Библиография | Авторы | Карта сайта |