В начало раздела | English |
Авторы раздела О.А. Федоренко и Т.К. Щеглова
Старожильческая среда. Традиционные методы и приемы строительства были связаны с обработкой древесины и применением природных утеплителей. При использовании леса в строительстве жилых и хозяйственных построек старожилы Алтая выработали свои критерии в определении годности и ценности леса. По качеству лес делился ими на "мендачину" и "материчный" лес. Мендачиной они называют молодой, не созревший, не набравший крепости и поэтому поддающийся прелости лес. Материчным, в их представлении, являлся лес, у которого была сырой только кора, а сердцевина - полусухая, поэтому она была крепкой и не поддавалась прелости. Старую вызревшую лесину, готовую к строительству, еще называли "кондовой". Для усиления стойкости дерева старожилами использовался способ обработки "под скобу", при котором уравнивался не только диаметр комля и вершины, но и снимался верхний, сырой (неустойчивый) слой, который крестьяне называют "болонь".
По природным признакам лес делился на хвойный (в юго-восточной части края его называют "листвяничный" по названию самой крепкой хвойной породы - лиственницы) и лиственный (береза, осина). Лучшим считался хвойный лес, поэтому даже в степной и лесостепной зоне Алтая старожилы ездили за хвойным лесом в сосновые боры или в предгорный Алтай. Более предпочтительными и распространенными в крестьянском строительстве являлись лиственница, сосна, реже пихта. Береза или осина использовалась редко даже в хозяйственных постройках.
Старожилы по возможности стремились строить жилое помещение комбинированно. Такой способ преобладал в юго-восточной части региона и предполагал три пояса использования разных пород дерева по горизонтали в соответствии с различной степенью влияния атмосферных осадков. Нижний пояс рубился из лиственницы, как более крепкой и влагоустойчивой древесной породы. От окон до потолка предпочитали строить из сосны, как более теплой и экологически благоприятной породы, при ее отсутствии - из пихты. Череповые бревна (последний горизонтальный ряд), на которые укладывали матку (поперечное бревно для настила потолка) - из лиственницы. Из лиственницы или сосны, а чаще комбинированно, строилась вся крыша. Крыть крышу предпочитали тесом из лиственницы, которую предварительно просмаливали сосновой смолой на два раза, т.к. эта зона более всего была подвержена разрушению. Если не было выбора в строительном материале, сруб рубили из преобладающих хвойных пород, растущих в более высокой и сухой части: юго-восточное предгорье Алтая - сосна и лиственница, юго-западное предгорье - пихта.
Особое внимание старожилы придавали сезонному сроку и времени заготовки леса. Традиционно заготавливали строительный лес в зимний период, включая весенний март, который по климатическим условиям завершал сибирскую зиму. Благоприятность этого срока крестьяне объясняют прекращением сокодвижения в дереве и его наибольшей сухости. Подготовка леса к строительству дома занимала три года: первый год лес рубили, ошкуривали и выкладывали в виде сруба без вырубок прямо в лесу, второй год вырубали места крепления и выкладывали в сруб без утеплителя, третий год перевозили в деревню и клали на утеплитель. Из сырого леса строили только в случае острой необходимости.
Большую роль в суровых климатических условиях при сохранении тепла в жилище выполнял утеплитель. Наибольшее распространение среди старожилов получил мох. На Алтае он был двух видов - горный мох и озерный мох. Последний крестьяне называют "степской". Заготавливали мох вручную, граблями, вилами, сушили до сохранения незначительной влажности. Пересохший мох крошился и был не годен к употреблению. Чтобы мох служил долго, не выкрашивался и не вытаскивался птицами, его заворачивали в паклю (волокно конопли), которую подвертывали и пробивали в щелях сруба. Если дерево в срубе хорошо просыхало - мох хорошо ложился, при сыром дереве, и мох, и древесина запревали.
Все работы при заготовке, а в дальнейшем строительстве, выполнялись вручную. Основными инструментами являлись топор, ножовка, поперечная пила, рубанок, фуганок, стамеска, долото, наструг для ошкуривания. При изготовлении основных строительных узлов, места вырубки или распиловки (проемы, шпунты, крепления) вырисовывались углем. Наиболее трудоемкой и требующей особой сноровки работой являлась распиловка леса на кровельный, потолочный и половой тес. В его заготовке часто прибегали к найму кустарных строительных артелей. На плахи от бревна шла средняя часть, крайняя - на горбыль. Горбыль широко использовался при строительстве жилых и хозяйственных помещений, в частности, в случае строительства двойного потолка или пола он шел на внешний ряд. Для распиловки бревен ставили друг на друга два "козла" (высокий помост), так чтобы под них мог подходить во весь рост человек, укладывали наверху бревно, размечали его шнуром. Пилили продольной пилой, протягивая вниз одним человеком и вверх другим человеком, идущим по козлу. Сложность распиловки привела к тому, что у старожилов долго сохранялась в качестве кровельного материала "дрань" - наколотая, "надранная" древесная щепа.
Технология строительства жилого дома старожилов Алтая не знала фундамента. Функцию передачи нагрузок от вышележащих конструкций на грунт выполняли каменные или деревянные тумбы, или "стулья", расположенные под углами сруба и под несущими стенами. Для "стульев" использовалась лиственница диаметром от 40 до 60 см. Лиственница в сырой земле дубела, по-словам старожилы "костенела" и не гнила. Высота лиственничных чурок зависела от грунта. При твердом грунте короткие чурки вкапывали на 20 см. В сыром месте, чтобы избежать осадки здания чурки вкапывали на глубину до 1 и более метра, доходя до "плотика", т.е. до слоя песка и глины. В случае строительства дома с нижним земляным этажом высота лиственничных чурок превышала 2 метра. Ежегодно, для утепления дома на зимнее время, вокруг дома на высоту третьего ряда бревен сруба в сентябре насыпалась земля, которую старожилы называют "завалинка". В мае земля разбрасывалась для просушки нижних рядов бревен. Каменные тумбы выкладывались из крупных колотых плит бутового камня, широко распространенного на Алтае. В некоторых местах камень в тумбах скрепляли глиняным раствором.
Большой строительный опыт был накоплен крестьянами при складывании сруба, жесткость которого обеспечивалась врубками бревен в углах и при примыкании бревен друг к другу. Старожилами применялся в основном способ врубки "в обло" (полукруглая выемка древесины) и "в угол" (выемка древесины в месте сцепления двух перпендикулярных бревен в виде прямого угла) с выпуском конца бревна на 15 - 25 см. Особенностью являлось частое применение шипа в каждом углу для большей жесткости сруба. Старожилы называли его "потемок".Бревна в срубе имели с нижней стороны полукруглый паз, которым он укладывался на круглую поверхность нижележащего ряда бревен. Старожилы называют каждый ряд "венцом".
Для перекрытия крыши использовали два способа строительства: более древний самцовый и стропильный. Самцовый способ до сих пор используется в хозяйственных постройках и называется "по-амбарному". При самцовой конструкции балки из круглого мелкого леса (крестьяне называют их "прожилины") опираются на торцовые стены. На них укладывается тес. При втором способе основной несущей конструкцией крыши являются стропила, которые опираются на стойки. Все сопряжения отдельных элементов стропил также как в срубе выполняются безгвоздевым способом с помощью жестких врубок (старожилы говорят "вдолбежку") с одним шипом ("копытом") или крест накрест. Сверх стропил укладывалась обрешетка ("решетник"), на нее - тес или кровельное железо.
Тес на кровлю стлали вдоль скатов вплотную или "в разбежку", т.е. две доски клали с щелью между ними, а третьей сверху прикрывали щель. В конце работы тес обрабатывали смолой, которую гнали на Алтае из корней и стволов сосны. Обязательным явлением двухскатной крыши являлся "конек" - цельное бревно с угловой выемкой, прикрывающее стык двух скатов и придавливающее конструкцию крыши. И при двухскатной и при четырехскатной конструкции крыши делалось слуховое окно, используемое как чердачное окно, но выполнявшего в крестьянском сооружении роль клапана, который спускал накопившийся воздух и предохранял крышу от разрывов. Крыши в домах старожилов имели большой вынос карнизов - от 80 см до 1 м 20 см. По мнению старожилов это было необходимо для того, чтобы не промерзали углы и не мочило стены.
Для этих же целей полы делались старожилами двойными, каждый слой укладывался параллельно другому, вплотную, без воздушного зазора. Потолок стлался старожилами тремя способами: 1. сверху матки, плотно, без щелей, с нахлестом досок друг на друга, 2. вставлялся в шпунт, в матку, 3. Делался двойной - сверху матки доски выкладывались впритык и снизу пришивались к матке. При всех конструкциях крыши верхние чердачные доски потолка смазывались раствором глины и на 20 - 30 см засыпались землей для утепления. В некоторых случаях доски засыпались мякиной от обмолота крупы, а затем землей. При меньшем слое, потолок промерзал. Толщина половых и потолочных плах в домах старожилов был от 4 до 6 см, ширина доходила до 80 см - 1 м.
Традиционная архитектура старожилов не знала штукатурки и побелки, которая начала распространяться с 40-х годов. Внутри дома бревна тщательно подгонялись и обтесывались. Мыли их дресвой до естественного желтого цвета. В качестве украшений использовалась масляная роспись в так называемом урало-сибирском стиле со стилизованным растительным орнаментом с вкраплением орнитоморфных и реже зооморфных стилизованных композиций. В ряде старинных деревянных домов Алтайского края отразилось органическое единство художественного и конструктивного начала на всех этапах строительства.
В ходе полевых исследований отмечено несколько способов безгвоздевого крепления важнейших узлов строительства стропильных крыш: 1. Использование висячих стропил, т.е. без внутренних опор. В крестьянском строительстве они широко распространены благодаря небольшой величине перекрываемых пролетов. Конструкция состоит из стропильных ног, работающих на сжатие, и затяжки, работающей на растяжение, благодаря которой погашается распор от стропильных ног, и стены воспринимают только вертикальные силы. Стропила малых пролетов изготовлены из мелкого леса или малого бруса и досок. Построены они без металлических деталей и гвоздей и лишь в ведущем узле - сопряжении стропильной ноги и ригеля - применены по два деревянных гвоздя - нигеля. В остальных узлах конструкции крыши крепятся только с помощью врубок. 2. С увеличением пролета конструкция усложнялась путем введения ригеля, "бабок", работающих на растяжение, и подкосов, работающих на сжатие. Стропила рассматриваемых зданий изготовлены из брусьев, соединение их элементов и деталей производили с помощью врубок, без гвоздей, болтов, скоб, которые широко используются в современной технологии. Безгвоздевым методом достигается легкость конструкций и их сухость, так как соприкосновение металла с деревом ускоряло порчу древесины.
Сухость в чердачном помещении также обеспечивалась крестьянами за счет хорошего проветривания. Проветривание традиционно осуществлялось несколькими способами:
Переселенческая среда.Отличалась большей пестротой традиционных строительных материалов и приемов строительства. В качестве строительного материала переселенцами второй половины Х1Х - первой половины ХХ веков использовался мелкий нестроевой лес, чаща, камыш, солома, глина, дерн, навоз, дресва, шлак, традиционные для среднерусской и южнорусской этнографической зоны. Основной техникой переселенческого строительства на Алтае являлись каркасная, саманная и литая. При первом способе использовали чащу и мелкий лес: осину, березу, иву. Из него плели два ряда плетенки, которые стягивали и засыпали черноземом, глиной, шлаком. Потолок также плелся или устраивался с помощь перекрытия из чащи и дерна. Изнутри и снаружи каркас обмазывался раствором глины с соломой. Сейчас широко используется каркасное строительство в степной зоне Немецкого национального района (северо-западная часть Алтайского края). Каркасным материалом служит камыш. Из него строят каркас и засыпают черноземом или шлаком.
При литой технике далали двойные стены из плах и заливали раствором шлины с соломой. "Литая конструкция", известная на Алтае с XIX века по немецким и украинским поселениям степной кулундинской зоны, в период войны 1941-1945 годов распространилась в предгороном Алтае в среде старожилов. Однако в центральной и юго-западной части края большее распространение получили саманные дома, которые появились на Алтае с первыми партиями раскулаченных крестьян с Украины в 30-е годы. Для их строительства сначала изготовлялся большой тяжелый кирпич из сырой необожженной глины с примесью соломы. Для этого выкапывали глубокую яму до слоя глины. Насыпали глины, мелкой соломы, наливали воды, топтали ногами или верхом на конях, подбрасывая солому. Смесь выкладывали в примитивные станки, представляющие собой сколоченные из досок определенной ширины ячейки, обычно 2 или 4. После просушки, выкладывали стены из рядов самана и слоем глиняного раствора между ними. Сверху стен клали матку, доски. Штукатурили дом снаружи и изнутри.
При такой технике строительства преимущественным кровельным материалом являлись солома и камыш. Преобладала укладка соломы способом "в натруску" - насыпали ровным слоем и утаптывали. Камыш для каркасного строительства и для кровли заготавливали на озерах в августе, когда он выцветал, созревал. Его срезали, туго стягивали, обрезали головки. На крыше его укладывали так, чтобы пучок второго ряда ложился между двумя пучками первого ряда. Сверху камышовые и соломенные крыши заливали глиной.
Однако несомненные преимущества срубных домов старожилов, суровые климатические условия привели к тому, что переселенческие традиции в наши дни почти не используются и сохранились только в хозяйственных постройках, банях, плетнях. Но переселенческая культура наложила отпечаток на срубную архитектуру, прежде всего использованием нетрадиционных для старожилов способов отделки внутренних и наружных стен - штукатурка и побелка.
Архитектурная и географическая среда | Памятники крестьянского зодчества | Библиография | Авторы | Карта сайта |