ХРОНОГРАФ

 Становление краеведческой работы на Алтае в начале 1920-х гг. на примере Бийского краеведческого музея им. А.В. Бианки, вспомним о начале формирования этнографической коллекции БКМ в 1920-е гг.

16 мая 1918 г. в газете «Бийская правда» появилось объявление об
организации в городе музея и просьбой «сочувствующих новому делу»
передать вещи. Первоначально в фонды Бийского советского народного музея вошли экспонаты естественно-исторического каби нета Алтайского народного университета, а также вещи, реквизирован ные и принесенные «трудящимися».
В 1920 г. были запланированы первые этнографические экспедиции «художника-ар хитектора» Ю. Ирасека в Чемал (13 июля — 5 октября) и А. И. Авери на в ст. Усть-Чарыш (8–18 августа). В результате первой поезд ки музей «обогатился 30-ю оригинальными рисунками алтайских ор наментов», были начаты «переговоры с Чемалом и находящимся в нем известным алтаеведом т. Анохиным о передаче музею целого ряда ин тересных рисунков и экспонатов по алтаеведению». В том же году из с. Катанда Усть-Коксинского аймака «преподаватель-этнограф» А. Салтыков привез пояса русских старообрядцев. В 1929 г. он снова совершил этнографическую экспедицию в тот же район для сбо ра данных о старообрядцах Алтая и закупил для музея 10 предметов, в основном одежды старообрядцев. В документальном фонде БКМ хранятся зарисовки интерьерных росписей из с. Верх-Уймон, сделан ные в этой поездке.
В 1925 г. по заданию Бийского краеведческого музея (далее БКМ)
на два месяца на Телецкое озеро и в район р. Лебедь отправился «ху дожник-этнограф» Д. И. Кузнецов, чтобы «собрать этнографический и краеведческий материал о кумандинском племени алтайцев и черне вых татарах». Он входил в актив, созданный при музее из местных краеведов. С четырнадцати лет (1905) на протяжении восьми лет он каждое лето проходил обучение в мастерской алтайско го художника Г. И. Гуркина в с. Анос (современный Чемальский район Республики Алтай). Там юноша общался со многими исследователя ми, включая А. В. Анохина, Г. Н. Потанина, Г. Д. Гребенщикова. Г. И. Гур кин заразил его «страстью к этнографическому рисунку с натуры», ко торые сопровождались карандашными заметками. Они совершали со вместные экспедиции по Горному Алтаю.
6 июля 1926 г. Д. И. Кузнецов вновь поехал на полтора месяца в со временный Турочакский район, газета «Звезда Алтая» сообщала, что в связи с необходимостью расширения экспозиции (поскольку музей по лучил новое двухэтажное здание) исследователь будет работать среди «туземного населения», соберет коллекции по этнографии, коллекции насекомых и сделает зарисовки. Из этой поездки в фон ды музея поступило 87 предметов, есть рисунки кистью и карандашом, изображающие Папушкин, Сурбашкин, Санькин аилы, дома русских старожилов Алтая и их интерьеры.
✔Подробнее узнать о становлении этнографической коллекции БКМ можно в публикациях сотрудников нашего центра, которые были написаны в рамках научного проекта № 19-49-220009 «Устная история и этнография в полевых исследованиях второй половины XX — на чала XXI века как источник и метод изучения и сохранения историко-культурного наследия сельских территорий Алтайского края» при поддержке РФФИ и Министерства образования и науки Алтайского края.


✍ Грибанова Н.С., Коляскина Е.А. ФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ЦЕНТРА ПО ИЗУЧЕНИЮ НАРОДОВ АЛТАЯ НА БАЗЕ БИЙСКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ ИМ. В.В. БИАНКИ (1920-1980-Е ГГ.) // Вестник Алтайского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (50). С. 88-94.


✍ Коляскина Е.А. «СОБИРАНИЕ» И ЭКСПОНИРОВАНИЕ ЭТНОГРАФИИ БИЙСКИМ КРАЕВЕДЧЕСКИМ МУЗЕЕМ В 1920-Е ГГ. // Полевые исследования в Верхнем Приобье, Прииртышье и на Алтае (археология, этнография, устная история и музееведение). 2021. № 16. С. 206-211.

Рисунки и фотография из фондов БКМ.